Из опыта работы по наставничеству Савинова С.Н.
«Сварочные технологии» одна из первых компетенций, с которой наш колледж влился в популярное движение «Молодые профессионалы» в 2012 году. За это время было подготовлено 7 конкурсантов на базе ресурсного центра «Профессионал» по стандартам Ворлдскилс, где я выступал в качестве наставника. В мои задачи входила передача знаний, умений, навыков по трем способам сварки: ручная дуговая сварка плавящимся электродом, частично механизированная сварка в среде защитных газов и аргонодуговая сварка цветных и черных металлов.
Все эти три способа имеют абсолютно разную технику исполнения, и научиться варить одинаково хорошо всеми тремя способами за несколько месяцев подготовки - задача трудновыполнимая. Техника сварки на одном способе не пригодится сварщику на другом, и напротив, - будет препятствовать ее освоению. Для наглядности уместно будет привести следующую аналогию – представьте себе музыканта, который учится играть одновременно на трех различных инструментах: на гитаре, баяне и трубе. Музыка может быть одна, а вот способ и техника извлечения звуков - разные. Алгоритм подготовки сварщика вытекает из структуры конкурсного задания и регламента проведения чемпионата.
Конкурсное задание состоит из 7 модулей:
1. Контрольные образцы РДС
2. Контрольные образцы МИГ/МАГ
3. Сосуд под давлением. РДС
4. Сосуд под давлением. МИГ/МАГ
5. Контрольные образцы АД (алюминий)
6. Контрольные образцы АД (нержавеющая сталь)
7. Замкнутая конструкция АД (сталь).
Всю подготовку можно разделить на 3 основных этапа:
1. Выбор кандидата
2. Работа с модулями конкурсного задания
3. Психологическая подготовка.
Первый этап. Отбор кандидатов
Главный критерий при отборе кандидата - мотивация на заданный вид деятельности, а не победа. Побеждать хотят все, а вот варить по 8 часов в день далеко не всем нравится. Двух недель тестовых занятий достаточно, чтобы понять, насколько кандидат соответствует этому критерию. В итоге остаются два наиболее мотивированных и способных кандидата. Отобранных участников переводим на индивидуальный план обучения на все время подготовки. При таком подходе расходы на подготовку удваиваются, зато шансы на победу увеличиваются - конкуренция между кандидатами не дает расслабиться ни одному из них. За месяц до начала соревнований на тестовом отборе определяется основной участник, другой уходит в запас.
Второй этап. Работа с модулями.
По заранее разработанной схеме подготовки наставник начинает формировать у конкурсантов необходимые навыки по выполнению конкурсного задания, невзирая на систематический дефицит металла, сварочных материалов и проблем с оборудованием. На этом этапе важно научить молодых сварщиков качественно зачищать металл, пользоваться мерительным инструментом, читать чертежи, самостоятельно выполнять базовые упражнения по технике сварки различными способами в различных пространственных положениях, самостоятельно находить и исправлять дефектные участки сварных швов, хорошо знать технику безопасности работы с электрооборудованием.
По мере того как конкурсант осваивает базовые упражнения, доля самостоятельных занятий увеличивается и контроль становится периодическим. В конце каждого дня конкурсант вместе с наставником анализирует весь выполненный объем заданий и ставит задачи на следующий день. Рабочая неделя заканчивается тестированием по модулям, которое максимально приближено к условиям соревнований. Контрольные образцы по итогам тестирования сохраняются для последующего наглядного определения динамики роста конкурсанта. Кроме того, во время подготовки конкурсант должен уделять большое внимание так называемому «таймингу» - умению распределять время на выполнение заданий модулей, связанных с ними ручных операций, выстраивать оптимальный алгоритм и контролировать общее время КЗ.
Третий этап. Психологическая подготовка
Известно, что хорошо подготовленный к соревнованиям конкурсант не всегда становится победителем. Причина тому - индивидуальные психологические особенности личности. На заключительном этапе подготовки важно проводить психологические тренинги с моделированием различных ситуаций, которые могут возникнуть на соревнованиях. Основная цель такой подготовки - настроить конкурсанта на успешное выступление, научить его подавлять волнение и внутреннее напряжение, концентрироваться на задании, не торопиться, спокойно реализовывать приобретенные навыки. Здесь любая ошибка может стать роковой и стоить победы. Для этого в последние дни перед чемпионатом необходимо создавать обстановку максимально приближенную к реальным соревнованиям, насколько это позволяют материальные ресурсы.